Главная » 2012 » Ноябрь » 22 » Преданные забвению. Тайна гибели минного заградителя«Ворошиловск»
21:07 Преданные забвению. Тайна гибели минного заградителя«Ворошиловск» | |
Для начала нампредстоит вернуться во времена, куда более отдаленные, в Германию временкайзера Вильгельма. Именно там в 1907 году по заказу российского Доброфлота былспущен на воду грузо-пассажирский пароход, получивший наименование «Котик». Вплоть до первой мировой войны пароход, переименованный к тому времени в «Ставрополь», совершал регулярные рейсы на Дальний Восток, доставляя туда грузы и переселенцев. После революции команда разбежалась, а пароход поставили на прикол. Во Владивостоке пережил «Ставрополь» гражданскую войну и интервенцию. Разграбленный «Ставрополь» с поломанной машиной не привлек к себе внимания ни японцев, ни белогвардейцев. Власть в городе все время менялась, а «Ставрополь» по-прежнему ржавел упричала. О заброшенном пароходе вспомнили лишь после вступления во Владивосток Красной Армии. Новой власти были необходимы морские суда, а интервенты, уходя, увели с собой все,что держалось на плаву. Вот тогда-то вспомнили о «Ставрополе». Пароход был сразу же поставлен в ремонт и вскоре, вооруженный несколькими пушками, он уже, как вспомогательный крейсер вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока. Так будущий минзаг пережил свое первое перевоплощение из грузового парохода в крейсер. Сразу же по выходу из завода начались боевые будни. Уже в апреле – июле 1923 года «Ставрополь» принимает самое активное участие в уничтожении в Аянском уездепоследнего белогвардейского отряда генерала Пепеляева. Затем «Ставрополь» спустил военный флаг и, как в былые времена, занялся перевозкой грузов. Прошло еще восемь лет – и новый поворот судьбы: «Ставрополь» становится гидрографическим судном. 24 декабря 1931 года пароход был зачислен в состав отряда судов управления по безопасности кораблевождения. 3 мая 1932 года на «Ставрополе» вновь торжественно подняли Военно-морской флаг. Так началась вторая военная служба судна. Как гидрограф, «Ставрополь» трудился в течение двух лет. Однако вскоре начальство сочло, что судно со столь вместительными трюмами использовать для замеров глубины и постановки буев нецелесообразно. И «Ставрополь» был переименован в минный заградитель. Затем с июля по декабрь 1934 года он числился минным блокшивом, то есть судном,выполняющим функции плавучего минного склада. С 11 января 1935 года блокшив вошел в состав создаваемого Тихоокеанского флота. Конец тридцатыхгодов – время в истории нашего государства особое. Страна жила в каждодневном ожидании начала большой войны на Востоке, где уже вовсю раскручивался маховик японской агрессии. Хасан и Халкил-Гол были лишь ее прологом. Тихоокеанский флот тех лет был весьма невелик и тягаться с японскими авианосными армадами ему было явно не по силам. Вся надежда была на подводные лодки и мины. Именно поэтому «Ставрополь» снова был поставлен в завод, где его переоборудовали,насколько это было возможно, в минный заградитель. Новому минзагу присвоили и новое, в духе времени, название – «Ворошиловск», в честь города, названного именем тогдашнего наркома обороны. Водоизмещение минного заградителя составляло 2300 тонн, парадный ход не превышал 10 узлов. Вооружение составляли четыре 76-мм орудия и две спаренные четырехствольные установки пулемета «Максим» (позднее они будут заменены на более современные«Эрликоны»). Просторные грузовые трюмы минзага вмещали теперь без малого 389мин. Экипаж «Ворошиловска» насчитывал 155 человек. Зачисленный в состав бригады ОВРа главной базы Тихоокеанского флота, корабль начал свою службу. Годы Великой Отечественной прошли для минзага в постановке учебных минных заграждений и томительном ожидании начала боевых действий. Часть команды, покинув корабельную палубу, ушла в морскую пехоту. Именно они, моряки-тихоокеанцы, устилали своими бушлатами заснеженные подмосковные поля, сражались в руинах Сталинграда, на Кавказе, штурмовали Будапешт и Берлин. Из сошедших с «Ворошиловска» обратно не возвратился уже никто... С начала войны с Японией минзаг в базе уже не застаивался. Дел у него хватало. Днем и ночью «Ворошиловск» ставил оборонительные минные заграждения, прикрывая подходы к дальневосточному побережью. Ведь совсем рядом базировался большой японский флот, изрядно потрепанный, но еще вполне боеспособный. Остатки вражеской армады легли под американскими бомбами на дно бухты Куре, а ударная Маньчжурская армия капитулировала под напором советских танков. Теперь минныйзаградитель ликвидировал собственные минные поля, освобождая простор для мирного судоходства. Опыт войны подсказал первую послевоенную кораблестроительную программу. В ней наряду скрейсерами, эсминцами и подводными лодками планировалось создание и скоростных современных минных заградителей. Старик«Ворошиловск», разменявший уже пятый десяток своей жизни, доживал своипоследние дни. Ветерана ждал скорый вывод в резерв и медленная смерть подогненным жалом автогена. И снова, в который уже раз, в судьбу корабля вмешаласьполитика. Грянула корейская война! В дальневосточныеводы вошел американский флот. Предсказать ход последующих событий тогда бы невзялся никто. Локальный конфликт мог в любой момент обернуться новой мировойбойней. Мы и Китайподдерживали Пхеньян, американцы со своими союзниками – Сеул. Летчики комкораКожедуба десятками сбивали американские бомбардировщики, а корабли подзвездно-полосатым флагом часто подрывались на таинственных северокорейскихминах, которыми местные рыбаки прямо с джонок усеивали прибрежные воды. В последнееверится с трудом, ведь минное дело, как никакое другое, требует высочайшегопрофессионализма и специальных кораблей для выполнения столь важной имасштабной задачи. Ни того, ни другого у северокорейских моряков в то время небыло. Поэтому вполне можно предположить, что для выполнения столь рискованногопредприятия и был задействован «Ворошиловск». Такая точка зрения, кстати,имеется и в немногих воспоминаниях о трагической судьбе корабля, гибелькоторого многими напрямую связывается с корейскими событиями. Оговорюсь сразу,никаких документальных подтверждений участия минного заградителя в боевыхпостановках мин у побережья Северной Кореи автору в ходе работы над повестьюнайти не удалось. Поэтому ведя далее рассказ о событиях вокруг «Ворошиловска»,я буду придерживаться официальной точки зрения, той, что нашла свое отражение вбумагах, актах и отчетах по трагедии 30 октября 1950 года у острова Русский.Однако, разумеется, корейская война все же сказалась на судьбе «Ворошиловска»,пусть даже и косвенно... Итак, что жепредставлял собой минный заградитель «Ворошиловск» и его экипаж в преддвериипроизошедшей с ним трагедии? В1948 годукорабль был направлен в Порт-Артур, где на местном судостроительном заводепрошел докование и средний ремонт. В следующем 1949-м он успешно отработалзадачи боевой подготовки, выставив на состязательных минных постановках почтипятьсот мин (!) и получив высшую награду, даваемую кораблям в мирное время –приз Морского министра, став таким образом лучшим кораблем своего класса вовсем советском Военно-Морском Флоте. Познакомимсяпоближе с главными участниками трагических событий 30 октября. Командиром«Ворошиловска» в это время являлся капитан 3 ранга Василий Иванович Корженков. Из служебнойхарактеристики В. И. Коженкова: «Окончил ВМУ в 1939 году. Член ВКП(б) с 1944года. На ЗМ «Ворошиловск» непрерывно служит 10 лет, из них в должностикомандира корабля с 1947 года. Начал службу артиллеристом, затем помощникомкомандира корабля. Командовал кораблем умело. Маневрами корабля управлял умело.Организацией и порядком на корабле занимался не систематически. Тактическиподготовлен. Авторитетом у личного состава пользовался». Заместителькомандира корабля по политической части – капитан 3 ранга Николай ИвановичДерипаско. Об этом человеке, пожертвовавшем своею жизнью ради спасения сотендругих, особый рассказ еще впереди. Помощниккомандира корабля – старший лейтенант Алексей Сергеевич Савинов. Окончил ВМУ в1945 году. На корабле с 1948 года. Аттестован положительно. Командир БЧ-3 –лейтенант Николай Яковлевич Кононец. Окончил ВМУ в 1948 году. Член ВЛКСМ. Изслужебной характеристики: «Был командиром группы, с мая 1950 года назначенкомандиром БЧ-3 минного заградителя. Как командир БЧ-3 подготовленудовлетворительно. Минную специальность любит. Недостаточно требователен.Исполнителен, дисциплинирован. Пользовался авторитетом среди личного составакорабля. Задачи боевой подготовки в 1950 году выполнил с хорошими и отличнымипоказателями». Что касается команды «Ворошиловска», то в подавляющем большинстве ее составляли старослужащие матросы, имевшие за плечами по пять-семь лет службы. Документы показывают, что к концу 1950 года на корабле было до 90 процентов старослужащих и всего лишь 10 процентов молодых матросов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |